ВийКинокритики единодушно называют фильм Георгия Кропачева и Константина Ершова «Вий» первым и единственным фильмом ужасов в истории советского кинематографа. В другом жанре, по-видимому, и невозможно было экранизировать мистическую повесть Николая Гоголя, одно из самых страшных его литературных произведений. Но здесь уместно вспомнить официальный лозунг той поры: «советское – значит отличное». В данном контексте – отличное от всех. «Вий» получился не похожим ни на один подобный  фильм в своем жанре, хотя полноценного, высокохудожественного  ужаса в нем предостаточно. Не случайно этот советский  фильм охотно покупали для проката в западноевропейских странах, хотя тамошний зритель по части ужасов, как известно, весьма искушон.
Никакого парадокса в этом нет, все дело в первоисточнике. В самой повести Гоголя мистические кошмары соседствуют с неподражаемым авторским юмором и иронией, и авторам фильма удалось сохранить это соседство. В самых первых кадрах фильма, когда  жутковато-темной ночью по степи идут трое бурсаков, их тревожный диалог уже содержит блестки сочного украинского юмора. И последующая сцена - попытки соблазнения Хомы Брута старухой-ведьмой, и все другие сцены из «светлого сектора» фильма выдержаны в ироничном, местами откровенно смешном ключе. Смешны бурсаки, тогдашние киевские студенты, в своих долгополых одеяниях, вечно

голодные и готовые на любые «подвиги» ради куска сала и чарки горилки. Смешны и казаки с их дипломатичным разговором («достаточное количество» - это про мешки с пшеницей, «соразмерный экипаж» - про обыкновенную телегу). Даже будучи, что называется, в  дым пьяными, казаки не теряют бдительности, что тоже воспринимается как ирония. Смешон и главный герой,  «хвилософ» Хома Брут, типичный бурсак, хитроватый гуляка, волею случайных обстоятельств попавший в страшный круг колдовства и потустороннего ужаса и погибший в этом круге.
Вокруг фильма «Вий» циркулировало множество мистических слухов. Рассказывали, как  во время демонстрации фильма в кинозале круизного теплохода (там присутствовала исполнительница роли панночки-ведьмы актриса Наталья Варлей) на Черном море обязательно начинался шторм, который моментально прекращался после остановки показа. Много мистического шума было и вокруг пожара на Иванофранковщине, когда сгорела старая деревянная церковь, в которой снимались «ужасные» сцены фильма. А насколько эти сцены в самом деле ужасны, судить Вам, уважаемый пользователь.

 

Режиссеры: Константин Ершов, Георгий Кропачёв.
В ролях: Леонид Куравлёв, Наталья Варлей, Николай Кутузов, Алексей Глазырин, Вадим Захарченко, Петр Вескляров, Владимир Сальников, Дмитрий Капка, Степан Шкурат, Николай Панасьев, Георгий Сочевко, Николай Яковченко.

СССР. 1967 год.