Дорогая Елена СергеевнаУ пьесы Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна», написанной в начале 80-х годов, в самом конце пресловутого «застойного периода», была очень скандальная слава. Созданная по заказу министерства культуры, на заданную тему о трудных подростках, она  вдруг оказалась очень острой, беспощадной и безжалостной историей о молодом поколении. О том самом, которое выбрало пепси-колу. Пьесу тут же запретили многочисленные партийные, комсомольские и ведомственные инстанции. И только в почти западной, а значит, идеологически более свободной Эстонии «Дорогая Елена Сергеевна» была наконец-то показана зрителям. Затем ее все-таки поставили в Ленинграде, затем в течение года  – большой успех в больших и малых театрах всей страны. А далее опять последовали опала и забвение.
И вдруг знаменитый режиссер всеми обожаемых комедий Эльдар Рязанов, в 1988 году, вновь вытащил чертика из табакерки: снял по социально-психологической пьесе Разумовской одноименный фильм. Поклонников создателя «Карнавальной ночи» и «Служебного романа» новый его шедевр поверг в шок. Невинно начинающаяся история про то, как школьники идут поздравлять свою учительницу с днем рождения, разыгранная во вполне реалистичной обстановке, переросла в драматический конфликт не просто двух поколений, а двух идеологий. 

«Дорогая Елена Сергеевна» вновь оказалась в эпицентре. Только уже в самой широкой географии: фильм Рязанова был показан за рубежом, и театры всей Европы, а также Канады и США, спустя небольшой промежуток времени включили эту пьесу в свои репертуары. Говорят, что она популярна там и по сей день.
И в нашей стране этот фильм по-прежнему вызывает большой интерес у зрителя. Только теперь он смотрится с других позиций. Не как фильм-предостережение, каким он воспринимался в перестроечных 80-х. А как фильм-пророчество, очень точно наметивший те болевые точки, по которым и произошел разлом в душах юных строителей будущего общества потребления. Тех самых, которые сегодня сменили в наших школах бедную Елену Сергеевну, безусловно, вымершую еще лет десять назад из-за своих высоких, но очень непрактичных морально-волевых качеств.  Яркий, сильный, незабываемый фильм Эльдара Рязанова с потрясающей игрой актрисы Марины Нееловой в главной роли стал одним из лучших кинопроизведений конца прошлого столетия.

 

Режиссеры: Валерий Ахадов, Эльдар Рязанов.
В ролях: Марина Неёлова, Наталья Щукина, Фёдор Дунаевский, Дмитрий Марьянов, Андрей Тихомирнов.

СССР. 1988 год.