Король ЛирНемой итальянский фильм, снятый в 20-е годы, и советский фильм, снятый режиссером Григорием Козинцевым в 1970 году – это все, что снято по гениальной трагедии Вильяма Шекспира «Король Лир» за пределами Англии. Объяснить это можно разными причинами: трудностью экранизации произведений Шекспира вообще, специфическим историческим фоном (древняя Англия), но факт остается фактом, Григорий Козинцев создал единственную  «зарубежную» версию «Короля Лира», немая итальянская попытка, конечно же, не в счет.
Этот фильм не собрал такого количества престижных кинопризов, как снятая Григорием Козинцевым несколькими годами раньше другая шекспировская экранизация – «Гамлет». Что дало тогда повод некоторым кинокритикам повод упрекать режиссера в том, что он стал повторяться, исчерпал себя в «Гамлете», неудачно подобрал исполнителя главной роли и еще много в чем. Сейчас, по прошествии нескольких десятилетий, эти упреки нельзя воспринимать всерьез. Достаточно посмотреть оба фильма («Гамлет» тоже представлен на нашем сайте), чтобы понять: «Король Лир» - это просто другой фильм, о другом.
Принято считать, что «Король Лир» - это трагедия, в которой автор осуждает людскую неблагодарность, в частности, недостойное поведение детей по отношению к родителям, а также  безрассудную родительскую любовь. И действительно,

если исходить только из сюжета фильма, так оно вроде бы и выходит. Король Лир, в прошлом храбрый воин и удачливый полководец, с годами стал все больше чувствовать  усталость от тяжкого бремени управления государством и решил разделить  королевство между двумя своими дочерями, обделив при этом третью, младшую, отказавшуюся лживо льстить отцу. А в итоге становится отовсюду изгнанным нищим бродягой, сходит с ума.  Это если просто смотреть на экран. Но если попробовать как-то объяснить отдельные поступки, диалоги и реплики персонажей, то получается, что и английский поэт эпохи Возрождения, и русский режиссер советской эпохи видят причины несчастий Лира не в избыточной родительской любви и доверчивости. А в чем – видно из рвущих душу эпизодов блужданий под снегом и дождем бродяги-короля и его единственного спутника – шута. Блистательно сыгранный Олегом Далем шут, вместе со своим патроном в одночасье ставший голодным и нищим, но не бросивший его, постоянно с издевкой насмехается над Лиром. Беднягу экс-короля жалко, но становится понятно, что Шут – это тот самый «глас народа», народа, который Лир бросил. Безответственность порочна и наказуема – такой видится мораль этого сложного фильма.

 

Режиссер: Григорий Козинцев.
В ролях: Юри Ярвет, Эльза Радзиня, Галина Волчек, Валентина Шендрикова, Олег Даль, Донатас Банионис, Карлис Себрис, Леонхард Мерзин, Регимантас Адомайтис, Владимир Емельянов, Александр Вокач, Юозас Будрайтис, Алексей Петренко, Роман Громадский, Антс Лаутер, Игнат Лейрер, Ольгерт Шалконис.

СССР. 1970 год.

 

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика