Отцы и детиФильм «Отцы и дети», снятый в 1958 году режиссерами Натальей Рашевской и Адольфом Бергункером, открывает целую серию экранизаций одноименного хрестоматийного романа Ивана Тургенева. «Отцов и детей» впоследствии экранизировали и в 1983-м, и совсем недавно, в 2008-м. Такого внимания со стороны отечественного кинематографа не удостаивалось, пожалуй, ни одно произведение  классической русской литературы. И это притом, что роман Тургенева бестселлером никогда не был. Да, его читали и читают, изучают в школах, но такой всемирной славы и известности, как «Преступление и наказание» Достоевскому или «Война и мир» Толстому, Тургеневу его самый известный роман не принес. Но какие-то процессы, настроения в обществе  заставляют кинематографистов вновь и вновь возвращаться к событиям первой половины XIX века в далекой русской провинции, хотя, казалось бы, кому это сейчас интересно?
Проще всего объяснить этот непреходящий интерес так, как нам десятилетиями, в школах и институтах, «раскрывали» содержание романа «Отцы и дети»: о конфликте младшего и старшего поколений, об извечной борьбе старого и нового, и далее в том же духе. Однако ничего по существу эти общие слова не объясняют.  Конфликт «отцов и детей» - из разряда неразрешимых противоречий человеческого бытия, таких, скажем, как «мужчина и женщина», «хозяин и вор». И ничего нового

по этому поводу Тургенев в своем романе не сказал.
А есть в романе и явственно чувствуется в фильме «Отцы и дети» другое: тревожное ожидание больших перемен, действие происходит в 1859 году, накануне отмены крепостного права. Их на просторах нашего отечества после показанных в фильме событий происходило много, но лимит, похоже, не исчерпан. Мы и сегодня живем в  «режиме ожидания», отсюда и наш интерес к таким фильмам, как «Отцы и дети».
Но это так, к слову, рассуждения старого ворчуна. Представленный здесь фильм вовсе не обязательно смотреть в поисках ответов на «проклятые вопросы». Он сам по себе – прекрасное кинематографическое произведение, актеры играют великолепно, а Виктор Авдюшко в роли Базарова просто неподражаем, даже сравнения для этого образа в советском кино не находится.  А уж операторскую работу точно ни с чем невозможно сравнить: так мастерски всем до боли знакомую русскую природу, считаю, не снимал никто, ни до, ни после «Отцов и детей» образца 1958 года.

 

Режиссеры: Наталья Рашевская, Адольф Бергункер.
В ролях: Виктор Авдюшко, Эдуард Марцевич, Бруно Фрейндлих, Изольда Извицкая.

СССР. 1958 год.

 

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика