12 стульевЭкранизаций бессмертного романа Ильфа и Петрова «12 стульев» много. Его экранизировали в США, в Германии и даже на Кубе, а в СССР было снято целых две версии, обе – знаменитыми в ту пору (и сейчас) режиссерами. В 1971 году вышла кинолента Леонида Гайдая, чисто кинематографическая комедия, а в 1976 году – фильм, представленный на нашем сайте, четырехсерийный телевизионный мюзикл Марка Захарова по тому же литературному первоисточнику.
Поскольку фильмы разделяло всего пять лет, развернулась дискуссия – чей лучше? Сравнивать эти фильмы нет смысла, они разные и по жанру, и по формату, и по режиссерской манере, но споры велись горячие. В них оказались втянутыми и сами режиссеры, и все потому, что роман «12 стульев» был горячо любим в СССР, что, впрочем, не помешало ему в сталинские времена попасть под запрет. Редко кто не слышал «утром деньги – вечером стулья», «а может, тебе ещё ключ от квартиры, где деньги лежат?» и других крылатых изречений Великого Комбинатора, они уже давно стали чем-то вроде пословиц. И поэтому появление на экранах двух Остапов Бендеров (а с учетом вышедшего в 1967 году «Золотого теленка» - трёх!) будоражило умы и кинокритиков, и зрителей.
Вообще отношение к творчеству Ильфа и Петрова, к созданному ими странному образу Остапа Бендера, жулика и вымогателя, которого авторы сделали

обаятельным, остроумным, великодушным – это своеобразный феномен. К этому отрицательному герою все относятся положительно!  Поэтому задача перед режиссером Марком Захаровым и актером Андреем Мироновым стояла сложная. Она усложнялась и необычностью самого фильма. Снятый в жанре мюзикла, фильм «12 стульев» должен был  воспроизводить и обстановку 20-х годов, и в чем-то подражать немому кино (в фильме даже есть заставки типа «это ему снится»), и органично ложиться на музыку современного композитора Геннадия Гладкова. К тому же Марк Захаров, в ту пору уже известный театральный режиссер, задумал снимать фильм только в павильонах, ни одной сцены не было снято вне стен «Мосфильма».
Все эти непростые задачи создатели фильма успешно решили. Андрей Миронов нашел единственную подходящую маску для своего героя. Остап Бендер в его исполнении – условный персонаж, он поет, танцует, и при этом никогда не снимает шарф и капитанскую фуражку, даже в постели с мадам Грицацуевой. Актер не стал разворачивать остроумие и обаяние Остапа во всю ширь своего таланта – в этом не было нужды, Великого Комбинатора и так все знают и любят. Зато Остап у него запел, да ещё как: «Белеет мой парус…» - общепризнанный шлягер и в наше время.
Это, конечно, субъективные суждения, чтобы с ними согласиться или опровергнуть их, фильм нужно смотреть. «12 стульев» онлайн, бесплатно и без регистрации вы можете посмотреть прямо сейчас, на нашем сайте.

 

Режиссер: Леонид Гайдай.
В ролях: Арчил Гомиашвили, Сергей Филиппов, Михаил Пуговкин, Гликерия Чеснокова, Наталья Варлей, Наталья Воробьёва, Нина Гребешкова, Наталья Крачковская, Клара Румянова, Георгий Вицин, Николай Горлов, Савелий Крамаров, Юрий Никулин, Виктор Павлов, Готлиб Ронинсон, Роман Филиппов, Григорий Шпигель, Владимир Этуш, Игорь Ясулович.

СССР. 1971 год.

 

Режиссер: Марк Захаров.
В ролях: Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Ролан Быков, Георгий Вицин, Николай Скоробогатов, Олег Табаков, Татьяна Пельтцер, Нелли Гошева, Нина Лапшинова, Любовь Полищук, Наталья Журавлёва, Александра Дорохина, Олег Степанов, Александр Пятков, Лидия Федосеева-Шукшина, Вера Орлова, Марк Прудкин, Савелий Крамаров, Дмитрий Гошев, Вячеслав Богачев, Борис Ульянов, Александр Шешко, Александр Пермяков, Николай Шушарин, Татьяна Божок, Виктор Проскурин, Елена Шанина, Александр Абдулов, Всеволод Ларионов, Михаил Водяной, Григорий Шпигель, Вера Ивлева, Евгений Перов, Михаил Светин, Александр Ширвиндт, Юрий Медведев, Борис Беккер, Павел Павленко, Лев Борисов, Галина Соколова.

СССР. 1976 год.