Человек-амфибияТаких слов, как «блокбастер», «культовый фильм», «знаковый фильм», в начале 60-х годов прошлого века в СССР еще не знали. Но фильм, полностью подходящий под все эти определения, уже шествовал по экранам. Именно шествовал, победно, ярко  и шумно. В те годы успех фильма не принято было оценивать по кассовому сбору, но работники советского кинопроката долгие годы с восторгом и умилением  вспоминали «Человека-амфибию»,  побившего все рекорды посещаемости и уступавшего разве что снятому тридцатью годами раньше легендарному «Чапаеву».
Само собой, основными зрителями были мальчишки и девчонки, ведь это им фильм и был адресован, хотя его с удовольствием, доходящим до восторга, смотрели и взрослые. Но «Человек- амфибия» все-таки молодежный, правильно было бы сказать, молодой фильм. Его снимал молодой режиссер с молодыми актерами,  музыку написал молодой композитор. И какую музыку! Песня «Эй, моряк!», первый советский рок-н-ролл, моментально ставшая, выражаясь по-современному, хитом сезона, сейчас входит во все отечественные дискографии и до сих пор обеспечивает успех звездам шоу - и телебизнеса. А ведь в те годы само слово «рок-н-ролл» было фактически официальным ругательством,  за подпольное прослушивание редких записей этой «разлагающей молодежь» музыки сама эта молодежь порой платила дорогую цену, такую, к примеру, как исключение

из института или техникума.
Вообще в фильме «Человек-амфибия» все было новым, свежим и как-то удивительно пришлось к месту. Он был снят по одноименному и очень популярному в те годы среди молодых читателей фантастическому роману Александра Беляева, научная фантастика тогда тоже была  «хитом». Главные герои фильма снимались под водой – это тоже было новинкой, как и звучащая в подводных сценах электронная музыка. А  шикарно снятый (в Баку!) экзотический южноамериканский портовый город, да еще ночной – это было уже за пределом вообразимого!
А в нашем маленьком шахтерском городке жила многодетная семья моего учителя по труду. Сколько в ней было детей, я не знаю, помню только, что были они  маленькие, дружные и похожие один на другого. После выхода на экран «Человека-амфибии» они  «расписали» между собой всех персонажей фильма (кроме подлеца Педро Зуриты, конечно) между собой и называли друг к друга не иначе, как Ихтиандр, Гуттиере, доктор Сальватор…. По моему, это высшее проявление народного признания!

 

Режиссеры: Владимир Чеботарев, Геннадий Казанский.
В ролях: Владимир Коренев, Анастасия Вертинская, Михаил Козаков, Николай Симонов, Анатолий Смиранин, Владлен Давыдов.

СССР. 1961 год.