Этот фильм – одна из визитных карточек прекрасной советской актрисы Натальи Гундаревой и тот случай, когда образ «сладкой женщины» далеко шагнул за рамки картины и стал самостоятельным явлением не столько в советском кинематографе, сколько в реальной жизни. Фильм снят по повести писательницы Инны Велембовской, автора сценариев многих фильмов, ставших кинематографической классикой СССР.
Главная героиня Анна работает на кондитерской фабрике, но «сладкая женщина» она не только поэтому, но и потому, что по-женски очень привлекательна. И, увы, неисправимая мещанка! В 70-е годы прошлого века, времена тотального дефицита, стремление к созданию домашнего уюта, красивой одежде и гурманству нельзя было поощрять ни в коем случае. Поэтому авторы фильма всячески стараются выработать у зрителя негативное отношение к недалекой, не слишком образованной, но хваткой по жизни женщине, главная цель существования которой – достаток и покой. Бездуховность и душевная черствость Анны обесценивают внешнюю привлекательность молодой женщины, а ее болезненное стремление к дорогим и дефицитным вещам окончательно нивелируют и другие положительные свойства: хозяйственность, энергичность, трудолюбие.
Сегодня другие времена, дефицит вещей и продуктов сошел на нет, да и слово «мещанство» почти исчезло из нашего лексикона. Стремление к красивым вещам не только не осуждается, а даже культивируется, и, увы, все меньше осуждается дефицит душевной доброты и сострадательности. И число «сладких женщин», выгодно сдающих себя в эксплуатацию, вовсе не убавляется, если не сказать больше. По-видимому, авторы фильма немного ошиблись: бездуховность вряд ли уж так тесно связана с мещанством, как бы им хотелось это внушить советским кинозрителям. Тем не менее, независимо от отношения к главной героине, судьба ее вряд ли оставит равнодушными и нас, сегодняшних зрителей.
Режиссер: Владимир Фетин.
В ролях: Наталья Гундарева, Светлана Карпинская, Олег Янковский, Пётр Вельяминов, Римма Маркова, Георгий Корольчук, Нина Алисова, Федор Никитин.
СССР. 1976 год.