Сказ про то как царь Петр арапа женилЕсли Вы читали неоконченную повесть Пушкина «Арап Петра Великого», не ищите в фильме Александра Митты каких-то прямых аналогий. Это не экранизация повести, во всех анонсах жанр фильма определяется как историко-приключенческая фантазия. Такое, на первый взгляд, малопонятное определение при просмотре оказывается наиболее точным.
Буйство исторических красок в фильме действительно фантастическое, а приключения - захватывающие. Зритель имеет возможность побывать и в аравийских песках, и в будуаре парижской аристократки, и на корабельных верфях неугомонного преобразователя России Петра I, и еще во многих местах, куда судьба забрасывала Петра Ибрагимовича Ганнибала, чернокожего прадеда великого русского поэта Александра Пушкина. А еще увидеть боярские хоромы с голландскими картинами, на которых изображены «толстомясые» обнаженные красавицы; русских бояр со свежеобритыми подбородками, церемонные танцы XVIII века; побывать в школе для боярских детей, где их с наставлениями и поучениями секут розгами по благородным задницам; ощутить размах строительства новой столицы Российской империи  Санкт-Петербурга.
И полюбоваться великолепной актерской игрой, в фильме собран целый ансамбль кинозвезд советской эпохи. Но даже из этого звездного ряда выбивается могучая

фигура Алексея Петренко. Его царь Петр соответствует всем традиционным представлениям о самом известном преобразователе России: великан с горящим взглядом, порывистыми движениями, решительной походкой и командной речью. Однако и эту классическую фигуру Петренко сумел очеловечить: Петр у него – еще и умудренный годами и заметно уставший человек.
Под стать императору и свита. Что ни роль, то находка: хитрый и трусливый царедворец Ягужинский (Олег Табаков), язвительный и умный царский шут Балакирев (Михаил Глузский), туповатый, но с благородной спесью Семен Морозов. Но, конечно, вся сюжетная канва построена вокруг образа главного героя: инженер - поручика Петра Ганнибала, бывшего черного невольника, волей своего венценосного хозяина, крестного отца и тезки получившего воспитание, образование, высокий чин и нелегкую судьбу. Владимир Высоцкий сыграл эту роль так, что найти хоть в чем-то схожий образ в отечественном, да и в мировом кинематографе, наверное, невозможно.

 

Режиссер: Александр Митта.
В ролях: Владимир Высоцкий, Михаил Глузский, Алексей Петренко, Иван Рыжов, Михаил Кокшенов, Ирина Мазуркевич, Олег Табаков, Евгений Митта, Семён Морозов, Валерий Золотухин.

СССР. 1976 год.